Там, где все настоящее. Рассказы

142432Герои рассказов – жители российской глубинки, миряне и священники. Истории, в которые они попадают, проникнуты христианским духом, наполнены юмором и примерами побед – больших и малых. У всех бывают трудности, даже беды, иногда суровые испытания, но унынию нет места в сердце христианина.

Цена: 140 руб.
ID товара: 142432
ISBN: 978-5-7533-1414-7
Переплёт: Мягкий
Страниц: 256 (Офсет)

Как сказал отец Алексей из рассказа «Paediculosis orthodoxis», «нельзя нам унывать – каяться некогда будет!» А обратились к священнику прихожане, приунывшие, что за время поста надеялись много чего душеполезного сделать, но ничего не получилось, еще больше, чем до поста, нагрешили. Резюмировал общее настроение недипломатичный, но искренний и добрый Миша: «Какой-то вшивый я православный». Недоумевают унывающие, как же, получив такое о себе представление, не сойти с ума? Вот что сказал им священник:

«Сойти с ума – дело нехитрое. Кстати, именно к этому и ведет уныние. А уныние – это обратная сторона гордыни. Да, очень часто мы, мягко говоря, переоцениваем собственные силы и возможности, как, впрочем, и праведность. “Я в посту сделаю то-то и то-то, такие-то подвиги понесу”… давайте признаемся, что мы чуть ли не кидались такими самозабвенными обещаниями великих подвигов перед началом поста. Потом оказалось, когда пост поставил перед нами зеркало, что мы и сотой, а то и тысячной доли от того, чем так благообразно бравировали, не можем выполнить. С одной стороны, конечно, и страшно, и стыдно: вот он, наш подлинный духовный облик. С другой стороны, мы же сами просили: “Даруй ми зрети моя прегрешения”. Получили. И в этой связи следующее прошение молитвы преподобного Ефрема – “Не осуждати брата моего” – имеет, стоит надеяться, основания для исполнения: будет ли хромой смеяться над безруким, а слепой над глухим? Так что польза, ребята, в нашей печали есть: хоть других осуждать не будем – своего “добра” навалом. Есть польза в нашем, простите, “педикулезе”: мы действительно из рук вон плохие христиане.

Другое дело, чтобы печаль о собственных грехах не приводила к самоубийственному унынию. Плохие, но – христиане! Не сойти с ума сможет тот, кто узнаёт, что Господь нас вот именно такими любит – со всеми нашими грехами и несовершенством. Это не значит, что Бог любит наши грехи, – конечно, это Он как раз ненавидит. Но Он нас любит, понимаете? Если мы стыдимся своих “вшей”, стремимся от них избавиться, то Христос и предлагает, очень настойчиво предлагает нам соответствующую помощь: такую серьезную, жаркую баню. Он умеет избавлять нас от вредных кровососцев – было бы наше собственное желание признаться в их наличии. Очень глупо будет, если, поддавшись унынию от взгляда на свои грехи, мы будем, стеная, бегать вокруг бани, но в нее не зайдем. Уныние – это духовное самоубийство. Так себе картина: висящий в петле завшивленный самоубийца. Нужно знать, что любящий Бог не стремится засудить нас по всем статьям, – было бы нужно, минуты бы не проходили по земле живьем. Христос воскрес даже для таких, как мы с вами, – Богу не жалко жизни для всех. Вспомним Огласительное слово на святую Пасху святителя Иоанна Златоуста: “Никто-же да рыдает убожества, явися бо общее царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть”. Да, мы с вами – потомки работников одиннадцатого часа, но значит ли это, что для нас наглухо закрыта дверь в Царство Небесное? Если закрыта, то скажите мне, пожалуйста, зачем вообще Христос на землю приходил? Если же нет, то давайте помнить не только одиннадцатый час, но и благоразумного разбойника, и преподобную Марию Египетскую, и мученика Вонифатия, и тысячи тысяч других спасенных. Только они знали, что им есть от чего спасаться, – нам бы об этом помнить… Пост дает нам очень хорошую возможность посмотреть на себя глазами разбойников, и уж от нас зависит, будем ли мы смотреть на себя разумно или неразумно… Думаю, нет худа без добра: увидев в посту хоть краешком глаза свое подлинное духовное состояние, мы начинаем учиться смиряться, признавая себя недостойными каких бы то ни было благ от Бога. И, вдруг получая эти блага, мы понимаем, что они – дар, именно дар Христа, а не положенная плата за заслуги нам, таким замечательным и почти что (будем скромнее) святым. Что же касается провокационного уныния, то у нас просто нет на него времени: стольким людям нужно помочь, столько дел переделать. Нельзя нам унывать – каяться некогда будет!»

142432-1

142432-2